22 августа 2018

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по недропользованию Е.А.Киселев принимает участие в заседании Общественного совета Роснедр.

Другие события

Доклад заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Е.А.Киселева на Коллегии Роснедр 28.03.2018

Слайд 1. Заголовок

Уважаемые коллеги! Прежде всего, позвольте поздравить вас с наступлением весны и предстоящим профессиональным праздником. Пожелать успехов, удачи и хорошего полевого сезона.

Слайд 2. Состояние МСБ России и решение задач по ее воспроизводству в современных условиях

Федеральное агентство по недропользованию, как орган управления государственным фондом недр, нацелен на решение широкого круга задач, ориентированных на достижение главной цели: обеспечить устойчивое развитие геологической отрасли Российской Федерации и воспроизводство в необходимых объемах ее минерально-сырьевой базы.

Наша с вами работа осложняется наличием целого ряда факторов, негативно влияющих на состояние и развитие сырьевой базы страны. Наиболее значимые из них показаны на слайде. Зачитывать их не буду, скажу только, что с каждым годом нам все труднее становится открывать новые месторождения, но при этом ничуть не проще вводить в эксплуатацию давно разведанные, но не разрабатываемые объекты.

Слайд 3. Объемы бюджетного финансирования работ Федерального агентства по недропользованию

Общий объем средств федерального бюджета, выделенного в 2017 году Роснедрам, составил 33,2 млрд руб.

Основная часть денег была направлена на выполнение мероприятий подпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» государственной программы «Воспроизводство и использование минеральных ресурсов». При этом структура затрат практически не изменилась в сравнении с предшествующим годом. Значительно меньшие деньги были истрачены на реализацию подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» и федеральной программы «Охрана озера Байкал».

Доходы федерального бюджета, администрируемые Федеральным агентством по недропользованию, в 2017 году превысили 67 млрд руб. – на 22% больше, чем в прошлом году. Главным источником доходов остаются разовые платежи за пользование недрами.

Далее я остановлюсь лишь на наиболее значимых результатах работ 2017 года, поскольку расширенная версия итогового доклада опубликована на сайте Роснедра и все желающие могут с ней ознакомиться.

Слайд 4. Региональные геолого-съемочные работы мелкого и среднего масштаба

Затраты федерального бюджета на геологоразведочные работы общегеологического и специального назначения в 2017 году составили около 5 млрд рублей, из которых большая часть пришлась на региональные геолого-съемочные и геофизические работы.

В результате был получен прирост геологической изученности территории Российской Федерации в масштабе 1:1 000 000 – 1 миллион 397 тысяч кв. километров, в масштабе 1:200 000 – 77 тысяч. По результатам работ выделены перспективные площади для проведения прогнозно-поисковых работ.

В частности, в Магаданской области локализованы четыре перспективные площади с суммарными прогнозными ресурсами золота категории Р3 – 519 тонн. На территории Республики Тыва локализован Калбакский золото-молибден-меднорудный узел с прогнозируемым месторождением медно-порфирового типа с прогнозными ресурсами меди категории Р3 – 1,7 млн т. В Пермском крае локализованы два рудный узла с суммарными прогнозными ресурсами алмазов категории Р3 – 19,8 млн карат.

Необходимо отметить, что востребованность геологических карт мелкого и среднего масштаба постоянно растет. Количество обращений к ним в сети Интернет уже составляет десятки тысяч в год. Причем нужду в геологических картах испытывают не только недропользователи, но и студенты и преподаватели ВУЗов, сотрудники академических институтов, а также специалисты, работающие в далеких от геологии отраслях промышленности.

Слайд 5. Гидрогеологическая, инженерно-геологическая, геоэкологическая съемки и мониторинг состояния геологической среды

Прирост ГК1000 - 136,5 тысяч кв.км; ГК200 – 14,6 тысяч. Мелкомасштабные гидрогеологические карты составлялись в пределах Ленинградского, Иртыш-Обского, Скифского и Южно-Приморского артезианских бассейнов. Завершена подготовка четырех листов инженерно-геологической карты на Дальнем Востоке. Среднемасштабные гидрогеологические съемки проводились в европейской части России, на юге Урала и на Дальнем Востоке, а также в регионе Кавказских минеральных вод.

По материалам работ дан прогноз изменения качества подземных вод в районах с интенсивной техногенной нагрузкой для выявления и локализации источников питьевого водоснабжения.

 Слайд 6. Мониторинг состояния геологической среды осуществлялся на 990 пунктах наблюдательной сети экзогенных геологических процессов и на 6530 пунктах наблюдения за подземными водами, а также на геокриологических полигонах Марре-Сале и Воркутинский в Арктической зоне Российской Федерации. В зоне постоянного внимания находились территории Курской магнитной аномалии, Кавказских минеральных вод и прибрежно-шельфовые зоны.

Слайд 7. Установление границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане

В последние годы Роснедра ведут масштабные работы по геологическому обоснованию внешней границы российского континентального шельфа в Арктике. В 2017 году состоялось рассмотрение заявки Российской Федерации на подкомиссии 43-45 сессий Комиссии по границам континентального шельфа. В соответствии с регламентом работы подкомиссия изучила вопрос о формате и полноте представления материалов, отметила, что отсутствует необходимость осуществлять сотрудничество с компетентными международными организациями или запрашивать консультации специалистов по нашей заявке. Подкомиссия подтвердила правильность расчетов и обоснования 42 из 44 точек подножья континентального склона.

Можно предположить, что с новым составом подкомиссии рассмотрение российской заявки продолжится весь 2018-й год, а в дальнейшем все будет зависеть от конструктивности диалога подкомиссии и российской делегации.

 Слайд 8. Мировая статистика по геологоразведочным работам на углеводородное сырье

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов воспроизводства сырьевой базы углеводородного сырья в России, хочу отметить устойчивую мировую тенденцию – снижение результативности ГРР на нефть и газ. Последний раз полная компенсация погашенных при добыче запасов была достигнута в 2006 году. А основные открытия были сделаны в 60-х годах прошлого века. Сегодня повсюду в мире средний размер вновь открываемых месторождений чрезвычайно мал. А основной объем запасов (свыше 60%) формируется в границах старых месторождений за счет доразведки и переоценки запасов, в том числе при внедрении новых технологий добычи.

В отличие от большинства стран Россия не утратила потенциал наращивания запасов нефти и газа за счет экстенсивного развития, но вопросам доразведки имеющихся месторождений и повышения коэффициентов извлечения флюидов должно уделяться большое, а может быть и первостепенное внимание.

 Слайд 9. Объекты геологоразведочных работ на нефть и газ, выполнявшиеся за счет средств федерального бюджета в 2017 году

Геологоразведочные работы на нефть и газ в 2017 году были в основном направлены на уточнение геологического строения перспективных территорий нераспределенного фонда недр; локализацию прогнозных ресурсов и подготовку лицензионных участков для выставления на аукционы и последующего проведения поисково-разведочных работ силами компаний.

Работы проводились на 53 объектах, из которых 16 завершились в 2017 году. Исследованиями были охвачены территории всех федеральных округов, за исключением Центрального, и практически все нефтегазоносные провинции России, а также акватории арктических и дальневосточных морей. Вместе с тем в последние годы (начиная с 2013-го) значительная часть работ была сконцентрирована в 5-ти первоочередных перспективных зонах нефтегазоносности, показанных на слайде.

В целом, выполненные в пределах этих зон работы оправдали ожидания и стимулировали интерес компаний к получению прав пользования недрами в их границах. При затратах федерального бюджета в 18,5 млрд руб. только разовые платежи по аукционам на текущий момент составили более 35 млрд руб.

 Слайд 10. Объемы геологоразведочных работ на нефть и газ в физическом и денежном выражении

Финансирование геологоразведочных работ на углеводородное сырье за счет средств федерального бюджета в 2017 году составило 13,7 млрд рублей с учетом неисполненных обязательств, перешедших с предыдущего года. Было пробурено 6 332 погонных метра параметрических скважин, отработано 12,4 тысячи погонных км сейсмических профилей 2D. В результате на территории Российской Федерации были локализованы ресурсы углеводородного сырья категории DЛ в объеме 4 980 миллионов тонн нефтяного эквивалента.

Внебюджетные затраты на геологоразведочные работы на нефть и газ в целом по России, наоборот, существенно выросли. Объем поисково-разведочного бурения вырос на 10%, составив 962 тысячи метров. Завершены строительством 382 поисково-разведочные скважины. Отработано более 57 тысяч погонных км сейсмических профилей 2D. Сейсмические исследования 3D выполнены в объеме более 46 тысяч квадратных км.

Слайд 11. Результаты геологоразведочных работ на нефть и газ в 2017 году

Прирост разведанных запасов углеводородного сырья уже который год подряд обеспечивает расширенное воспроизводство сырьевой базы. Аналогично с мировыми тенденциями основные приросты запасов получены на старых месторождениях за счет их доразведки и переоценки. Обычно эта тенденция оценивается, как негативная, но я не вижу в ней ничего страшного – она является общемировой и направлена извлечение максимальной выгоды из имеющихся в распоряжении компаний месторождений в условиях низких цен и кризиса открытий.

В 2017 году за счет средств пользователей недр было открыто 75 месторождений углеводородного сырья. Запасы жидких углеводородов промышленных категорий в 2017 году увеличились на 550 млн. т. Прирост запасов свободного газа и газа газовых шапок по категориям АВ1С1 составил 890 миллиарда куб.м.

Всего за пять лет в России было открыто 248 месторождений углеводородного сырья, в том числе 4 крупных нефтяных, из них два в 2017 году. По газу за тот же период открыто одно уникальное и 3 крупных месторождения, из них одно в 2017 году.

Слайд 12. Приоритетные направления геологоразведочных работ на нефть и газ в 2018 году

В 2018 году главные направления работ на нефть и газ за счет средств федерального бюджета будут сохранены.

В частности, предполагается продолжить изучение геологического строения и перспектив нефтегазоносности отдаленных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, в особенности, примыкающих к трассам действующих и строящихся нефтепроводов. В Западной Сибири планируется сосредоточить внимание на окраинных частях провинции и нижних горизонтах разреза осадочного чехла. В Европейской части России работы будут направлены на оценку потенциала слабо изученных районов и комплексов, в том числе, нетрадиционных коллекторов в старых нефтегазоносных провинциях. Будет продолжено изучение континентального шельфа Российской Федерации и транзитных зон. ???18 параметрических скважин.

Слайд 13. Объемы и основные результаты геологоразведочных работ на подземные воды в 2017 году

В 2017 году работы на подземные воды за счет средств федерального бюджета выполнялись на 27 объектах с общим лимитом финансирования 297,4 млн. руб. Из них 15 объектов были завершены в 2017 году.

Прирост запасов питьевых подземных вод составил 112 тыс. куб.м/сут., в том числе для городов и других населенных пунктов северной части Карачаево-Черкесской Республики – 75 тыс. куб.м/сут.

Работы по оценке состояния месторождений питьевых и технических подземных вод в нераспределенном фонде недр в 2017 году продолжались на двух объектах. Работы велись с целью приведения утвержденных запасов в соответствие с действующим законодательством.

Поисковые и поисково-оценочные работы для обоснования резервных источников водоснабжения выполнялись на 1 объекте в Дальневосточном округе с лимитом финансирования 3 миллиона рублей.

 Слайд 14. Мировая статистика по геологоразведочным работам на твердые полезные ископаемые

Два слова о мировых тенденциях в геологоразведке на твердые полезные ископаемые. Мировые рынки основных металлов характеризуются чрезвычайно высокой и все возрастающей волатильностью цен. Столь же резко меняются год от года и объемы геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые. Стабильным в мире остается только снижение результативности поисковых работ. Все меньше открывается первоклассных месторождений. Стоимость выявления новых запасов растет и основные приросты (до 80%) приходятся на уже известные месторождения. Хочу обратить ваше внимание на то, что впервые за многие годы векторы финансирования ГРР в мире и в России разошлись. В то время как в мире затраты на ГРР снижаются, в России финансирование стабилизировалось и имеет тенденцию к росту, что связано, в первую очередь, с новациями российского законодательства (заявительный принцип, прирезки флангов), а также со значительным потенциалом открытий месторождений в слабо изученных регионах страны.

 Слайд 15. Объемы финансирования геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые

Объем финансирования геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета составил в 2017 году 5,9 млрд руб. с учетом неисполненных обязательств, перешедших с предыдущего года, практически столько же, сколько и в 2016, и существенно меньше, чем в 2013, 2014 и 2015 годах.

При этом затраты недропользователей, наоборот, выросли более чем на треть и составили 48,4 млрд рублей; в результате общий объем затрат на ГРР на ТПИ в России существенно вырос.

 Слайд 16. Структура затрат на геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые в 2017 году

Работы за счет средств федерального бюджета проводились на 19 видов твердых полезных ископаемых, основная их часть выполнялась в рамках подпрограммы «Воспроизводство и использование минеральных ресурсов». Значительно увеличились объемы работ на Востоке России: на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов пришлось 38 и 42% затрат, соответственно.

Приоритетными направлениями, как и в прошлые годы, являлись высоколиквидные, наиболее привлекательные для лицензирования полезные ископаемые – золото, алмазы, серебро, металлы платиновой группы. Полная структура бюджетных затрат на твердые полезные ископаемые показана на слайде. Здесь же можно видеть различия в структуре затрат федерального бюджета и недропользователей, которые порядка 70% средств тратят на поиски и разведку благородных металлов и алмазов.

 Слайд 17. Основные результаты геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в 2017 году

За счет средств федерального бюджета приросты прогнозных ресурсов по категориям Р1+Р2 получены по 17 видам твердых полезных ископаемых, в том числе, по урану; хромовым рудам; марганцу; молибдену; вольфраму; меди; свинцу; цинку; никелю; золоту; металлам платиновой группы.

За счет собственных средств недропользователей впервые были поставлены на государственный баланс 93 месторождения 22-х видов полезных ископаемых, в том числе, такие крупные золоторудные месторождения, как Эльгинское с запасами 73 тонны и Чульбатканское с запасами 33 т. Значимые приросты запасов получены на месторождениях Трубка Интернациональная, Трубка Айхал, Олимпиаднинское, Быстринское, Октябрьское. Более подробная информация о результатах работ приведена в полной версии доклада.

Показатели государственной программы по приросту прогнозных ресурсов по состоянию на конец 2017 года выполнены накопительным итогом по 21 виду полезных ископаемых из 30; по приросту запасов – по 18 видам полезных ископаемых.

Слайд 18. Объекты геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета в Мировом океане в 2017 году

В 2017 году в трех российских разведочных районах Мирового океана были продолжены работы по изучению железомарганцевых конкреций, кобальтоносных марганцевых корок и глубоководных полиметаллических сульфидов с общим объемом финансирования 600 млн рублей.

В Тихом океане, на участке площадью 813 квадратных км начаты работы разведочной стадии, целью которых является выделение пригодных для эксплуатации участков на оконтуренных залежах железомарганцевых конкреций и подсчет запасов. Продолжались работы поисковой стадии на кобальтоносные железомарганцевые корки с выполнением фототелевизионного профилирования. В Атлантическом океане изучено 12 блоков в пределах российского разведочного района глубоководных полиметаллических сульфидов с проведением придонной гидролокации бокового обзора, электроразведочных работ и телевизионного профилирования.

Основной проблемой развития работ этого направления является низкий уровень технико-технологического обеспечения работ разведочной стадии и почти полное его отсутствие для добычных работ. Эта проблема озвучена нами на Морской Коллегии России и, надеемся, найдет конкретное решение в ближайшее время.

 Слайд 19. Приоритетные направления геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в 2018 году

Общий объем бюджетного финансирования работ на твердые полезные ископаемые в 2018 году снова уменьшится и составит 5,3 млрд рублей с учетом неисполненных обязательств, перешедших с предыдущего года, что повлечет за собой и уменьшение количества объектов до 74 (32 переходящих и 42 новых). Работы будут сосредоточены в пределах ранее обоснованных центров экономического роста, в основном, в Арктике, а также в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Предстоящие в этом году работы призваны обеспечить прирост прогнозных ресурсов категории Р1+Р2 в количестве 600 тысяч тонн меди и 175 тонн золота. Будут продолжены работы по геологическому изучению участков российских разведочных районов Мирового океана.

Слайд 20. Государственная система лицензирования в 2017 году

Основным механизмом лицензирования в России до последнего времени было предоставление участков недр в пользование по результатам торгов. В 2017 году было объявлено 239 аукционов и конкурсов на твердые полезные ископаемые, состоявшимися были признаны 72%. За тот же период было объявлено 130 аукционов и конкурсов на углеводородное сырье, состоявшимися признаны 45%. Выдано 816 лицензий на пользование недрами на углеводородное сырье и 700 – на твердые полезные ископаемые.

Наиболее крупными (по размеру разового платежа) участками, переданными в пользование для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья являются Эргинский и Западно-Ливадийский в Ханты-Мансийском округе; Верхнетиутейское, Западно-Сеяхинское, Гыданское и Штормовое месторождения, Осенний и Хадытаяхский участки в Ямало-Ненецком округе; Нижнечонский, Нюрбинский, Ыгыатинский в Республике Саха (Якутия); Печорогородский в Республике Коми.

Наиболее крупными участками с запасами твердых полезных ископаемых являются Сухой Лог в Иркутской области; часть Новоказанского каменноугольного месторождения в Кемеровской области; золоторудное комплексное месторождение Муртыкты в Республике Башкортастан и Добровольное месторождение урана в Курганской области.

Слайд 21. Выдача лицензий по заявительному принципу

На фоне снижения аукционной активности растет интерес инвесторов к «заявительному» принципу предоставление права пользования участками недр с невысокой степенью геологической изученности. В 2014 году в Роснедра поступило 286 заявок, в 2015 году – 746 заявок, а в 2016 году – 1 175 заявок. В 2017 году количество поступивших в Роснедра заявок увеличилось незначительно и составило 1255 штук. Из них 582 заявки находятся на рассмотрении; по 450 заявкам принято решение об отказе и 223 заявки удовлетворены.

Динамика выдачи лицензий по заявительному принципу показана на слайде, который отчетливо показывает стабилизацию процесса на уровне 100-110 выданных лицензий в квартал. Это свидетельствует о том, что заявительный принцип привлечения частных инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы на ранних стадиях геологоразведочного процесса перестал быть какой-то экзотикой и превратился в рутинную процедуру. По действующим лицензиям уже согласовано 734 проекта на геологическое изучение на общую сумму 55,1 млрд руб. Это даст нам возможность в обозримой перспективе высвободить значительную часть средств федерального бюджета для решения иных насущных задач.

Слайд 22. Государственная экспертиза подсчета запасов полезных ископаемых в 2017 году

Государственная комиссия по запасам и ее филиалы в 2017 году провели экспертизу подсчета запасов по 3469 объектам, что существенно выше показателей 2016 и 2015 годов.

В связи с вводом новой Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов более чем в 3 раза увеличилось количество экспертных заключений по углеводородному сырью. Результаты экспертиз показывают, что новая Классификация может являться хорошим инструментом для мониторинга трудноизвлекаемых запасов нефти, их регулирования и вовлечения в разработку.

Количество заключений по твердым полезным ископаемым остается стабильным, в основном на экспертизу поступают документы с подсчетом запасов высоколиквидных полезных ископаемых, таких как уголь, золото, цементное сырье.

Количество экспертиз запасов подземных вод в последние два года уменьшилось более чем в 3 раза в связи с передачей соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации.

Слайд 23. Согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых в 2017 году

В 2017 году Центральной комиссией Роснедр по согласованию технических проектов на разработку месторождений углеводородного сырья рассмотрены и согласованы 782 технических проекта, в том числе проекты на разработку двух уникальных по запасам месторождений: Самотлорского и Арланского. По большей части проекты являлись дополнениями к уже действующим техническим документам, предусматривающими внедрение инновационных технологий, направленных на повышение коэффициента извлечения нефти.

Центральной комиссией Роснедр по согласованию технических проектов на разработку месторождений твердых полезных ископаемых рассмотрены и согласованы 333 проектных документа, в том числе, на разработку таких значимых месторождений, как Далматовское (уран); Октябрьское и Норильск-1 (медно-никелевые руды); Быстринское (золото-железо-медные руды); Восток-2 (вольфрам); Жерновское и Черногорское (каменный уголь); Новомосковское (каменная соль); Южно-Сарановское (хромовые руды); Трубки Нюрбинская и Удачная (алмазы); Павлик (золото-серебряные руды); Белая Гора и Наталкинское (золото).

Слайд 24. Экспертиза проектов ГРР

Слайд 25. Сбор, хранение и предоставление в пользование геологической информации

В 2017 году все мероприятия, запланированные по информационному направлению работ полностью выполнены. В настоящее время только в федеральном фонде хранится около 4 млн комплектов геологической информации, в территориальных фондах – еще около 17 млн.

Хочу отметить, что спрос на геологическую информацию резко пошел вверх с тех пор, как мы начали предоставлять ее свободно и в цифровом виде. За последние три года количество обращений к электронному каталогу материалов Росгеолфонда и к автоматизированной системе лицензирования выросло в 3,3 раза, а к интерактивной электронной карте недропользования – почти в 9 раз.

 Слайд 26. Единый фонд геологической информации о недрах

В 2016 года Роснедра приступило к формированию Федеральной государственной информационной системы «Единый фонд геологической информации о недрах», первую очередь которой планируется завершить к 2020 году. В этой системе будут аккумулированы сведения о геологической информации, хранящейся в фондах различного подчинения, а также геологическая информация в электронном виде, находящаяся в федеральном и территориальных фондах. На слайде представлено место информационной системы в общей системе геологического информационного обеспечения России.

В 2018 году работы по информационному направлению будут продолжены с общим лимитом финансирования около 4,3 млрд руб., в том числе 2 млрд на реконструкцию кернохранилища. В дальнейшем услуги по предоставлению в пользование геологической информации о недрах будут все в большей степени основываться на современных информационно-коммуникационных средствах и интерактивных сервисах, хотя сохранится и традиционная форма представления данных.

 Слайд 27. Структура затрат Федерального агентства по недропользованию в 2018 году

В заключение коротко скажу об организации и финансировании геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета в 2018 году.

Структура затрат агентства на 2018 год определяется законом о федеральном бюджете. Затраты по программе «Воспроизводство и использование природных ресурсов» составят 33,2 млрд рублей с учетом лимита на неисполненные обязательства 2017 года АО «Росгеология»; это существенно меньше, чем запланировано госпрограммой. По программе «Охрана окружающей среды» затраты составят в сумме около 93 млн рублей. В таких условиях говорить о полном исполнении показателей и индикаторов государственной программы невозможно. Необходимо расставлять приоритеты и корректировать объемы и направления работ.

В организационном плане все работы за счет средств федерального бюджета отчетливо разбиваются на две части. Региональные геологические и гидрогеологические исследования, информационное обеспечение, тематические и опытно-методические работы – это все сфера ответственности государственных учреждений, находящихся в ведении Роснедр. А работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, твердых полезных ископаемых и подземных вод будут в 2018 году выполняться по государственным контрактам АО "Росгеология" – единственным поставщиком, определенным постановлением Правительства Российской Федерации.

Слайд 28. Перспективные новации законодательства о недрах

Помимо решения своих основных задач Роснедра активно участвуют в законотворческой деятельности. В 2018 году планируется продвижение ряда законопроектов имеющих различную степень готовности, но имеющих принципиальное значение для отрасли. Они представлены на слайде.

Это предоставление права пользования недрами единственному участнику аукциона; предоставление права пользования недрами второму участнику аукциона или конкурса; установление возможности проведения регионального геологического изучения компаниями за счет собственных средств; расширение действия «заявительного» принципа; создание технологических полигонов. Ну и конечно новая классификация запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых.

Слайд 29. Проблемы, требующие решения в ближне- среднесрочной перспективе

В заключение хочу отметить ряд острых проблем, которые требуют решения как на законодательном, так и организационном уровне. Считаю необходимым в текущем году концептуально определить возможные механизмы решения этих проблем и приступить к их реализации.

Слайды

© Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства.